Главная Контакты


Опрос пользователей

Архив

Февраль 2021 (14)
Декабрь 2020 (4)
Ноябрь 2020 (1)
Октябрь 2020 (1)
Август 2020 (4)
Июль 2020 (3)

Наша гордость


Все достижения

Календарь

«    Март 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской


Заметки эксперта
Заметки эксперта
С.В.Марков, заведующий лабораторией ДПШ им.Н.К.Крупской.
Мне посчастливилось быть экспертом на секции «Моя родословная» конкурса реферативно-исследовательских работ «Интеллектуалы 21 века». Все без исключения представленные работы на секции в той или иной степени носили исследовательский характер. Большинство авторов проявили искреннюю заинтересованность в составлении истории своих семей, поиску и анализу документов, восстановлению жизненного пути своих предков. Ребята провели нужную и важную работу – сохранили память о тех, кто строил и защищал нашу страну. Тем не менее, необходимо остановиться на тех проблемах, которые обозначились на секции.


Не будем здесь давать советы, как составлять родословную. Существует довольно много дельной литературы и сайтов в Интернете, где подробно расписывается порядок действий составления генеалогического древа.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты представления работ. Было обидно, когда исследования с интересным содержанием не были оценены по достоинству из-за ряда ошибок и недоработок авторов и их руководителей. Иногда выступление и текст исследования оставляли впечатление поверхностного, неглубокого, и этому есть несколько причин.

1. Во всех работах использовались документы, фотографии, воспоминания, то, что называют источниками информации для исследователя. Но практически у всех авторов отсутствовало их детальное описание, не было подробного анализа источников. Именно описание и анализ источников придают работе научность, весомость. Например, если используются фотографии, то стоит в исследовании отметить, где храниться фотография, когда сделан снимок, кто на нем изображен, в каких обстоятельствах, какие надписи есть на оборотной стороне снимка, описать детали снимка, одежду, прически, технику здания и т.д.

2. Юным авторам не хватало внимания к подробностям, к деталям исторической действительности, в которой действовали их герои. Но ведь именно детали, мелочи быта, хозяйства, явления повседневности, позволяют юному исследователю понять атмосферу той поры, о которой он пишет, понять то время, в котором действовали его предки. Командовал прадед минометным взводом – так надо узнать: сколько человек в подразделении, сколько единиц боевой техники, как взвод действовал в бою, как передвигался и т.д. Если юный исследователь внимателен к деталям, он не допустит такого высказывания: «Мой прадед получил медаль «За отвагу» и орден «За храбрость»». Или: «В совхозе, где директором был мой прадед, получали 8 миллионов тонн зерна ежегодно».


3. Авторы, как правило, опускают описание самого процесса исследования, а ведь он интересен не менее, чем полученный результат. Отдельный раздел в исследовательской работе и несколько тезисов в докладе, освещающие конкретные действия автора в составлении родословной, снимут вопросы об уровне самостоятельности юного исследователя. При этом не надо бояться показать трудности, возникшие в процессе исследования, и проблемы, с которыми столкнулся автор. Вот когда у автора все гладко, у эксперта возникают сомнения.

4. Цель, задачи, методы, содержание и результаты исследовательской работы должны быть связаны между собой. Но в некоторых работах цель - «про одно», задачи – «про другое», а в содержании есть разделы, не связанные с поставленными задачами.

5. Организаторы конкурса прекрасно понимают, что работы, представленные на конкурс, это результат коллективной деятельности – юный исследователь и руководитель. Фактически во всех работах по направлению «Моя родословная» есть значительная доля участия родителей, бабушек и дедушек. Иногда они в большей степени руководят созданием исследовательской работы, чем обозначенные на титульном листе «руководители»-педагоги. Но в исследовательских работах их не упоминают, они остаются за кадром. Это несправедливо! Если родитель активно руководит работой ребенка, то и он должен быть обозначен и в заявке на конкурс и на титульном листе в качестве руководителя.

6. Смазывали впечатление от хорошо проведенных исследований ошибки и недостатки в их подаче. К наиболее распространенным относятся: 1) размещение большого количества мелкого текста на слайде электронной презентации (зачем, если это невозможно прочитать); 2) искажение пропорций при «вытягивании» фотографий и рисунков на слайдах и в приложениях; 3) плохое разрешение фотографий и рисунков; 4) чересчур торопливое (и от того непонятное) изложение текста доклада (может, все-таки, лучше текст сократить).

Я надеюсь, что эти рекомендации помогут юным исследователям избежать некоторых ошибок. Хотелось бы, чтобы и другие эксперты высказали своё мнение о проведенном конкурсе на сайте научного общества учащихся. Это, несомненно, принесло бы пользу нашей дальнейшей работе.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.